PISA

В чем особенность исследования PISA?

PISA - единственное международное исследование, проводимое для оценки навыков и знаний 15-летних обучающихся в области математики, чтения и естественных наук. Исследование отличается своей масштабностью и регулярностью. Более 100 стран уже успели принять участие в тестировании до настоящего времени. Так как программа охватывает вопросы разного характера, она способна оказать существенное влияние не только на образовательные системы стран-участниц, но в долгосрочной перспективе и на общество в целом.

Кто может принять участие в исследовании PISA? Почему?

В исследовании PISA могут участвовать учащиеся школ и колледжей в возрасте от 15 лет 3 месяцев до 16 лет 2 месяцев, потому что во многих странах-членах ОЭСР ученики этого возраста завершают период обязательного среднего образования и готовятся к взрослой жизни.

Влияют ли результаты PISA на учебные достижения ученика в школе?

Нет. Во-первых, исследование PISA является международным и никак не нацелено на оценку академической успеваемости ученика в текущей четверти, в текущем учебном году или по определенному предмету. Во-вторых, результаты каждого ученика являются конфиденциальными и никак не могут быть использованы учителями для дальнейшего выставления оценок. 

Кто разрабатывает задания для PISA?

Страны-участницы PISA могут предложить свои вопросы для PISA. Эти вопросы включаются в перечень вопросов, которые составляются специалистами и подрядчиками ОЭСР. Культурная беспристрастность вопросов проверяется международными подрядчиками и странами-участницами. В тестировании используются только те вопросы, которые соответствуют всем критериям PISA.

Какие типы заданий встречаются в тестировании PISA?

PISA использует формат вопросов множественного выбора в качестве основного метода оценки, потому что он надежен, эффективен и удобен для научного анализа. Тестовые задания включают в себя такие типы вопросов как выделение слова в тексте, объединение фрагментов информации, выбор нескольких элементов в раскрывающемся меню. Кроме того, около 1/3 части вопросов в тестах PISA составляют открытые вопросы.

Почему все ученики, принимающие участие в тестированиях PISA, не отвечают на одинаковые вопросы?

Поскольку тестовые вопросы PISA организованы не для проверки индивидуальных знаний определенного ученика, а для проверки системы в целом, нет необходимости в составлении идентичных вопросов для всех учеников. Путем постановки учащимся различных вопросов, ОЭСР получает возможность расширить объем информации, собираемой о системе образования определенной страны.

Являются ли все три приоритетных направления в PISA одинаково важными?

В каждом цикле исследования основное внимание, то есть две трети времени тестирования, уделяется одному из трех направлений. Например, в 2018 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2022 году – «математическая грамотность», в 2025 году будет «естественно-научная грамотность». Применение такой меры дает возможность получить полную информацию по основному направлению исследования и сделать сравнительный анализ достижений в данной области.

В чем заключается главное отличие тестирования PISA от государственного экзамена?

При сдаче государственного экзамена оцениваются индивидуальные знания ученика, а в результате PISA ученик не получает информации касательно своей индивидуальной успеваемости, исследования PISA на это не нацелены. Исследования проводятся с целью оценить уровень среднего образования отдельно взятой страны в международном сопоставлении.

Зачем проводится апробация перед основным исследованием?

Апробация проводится для оценки неизменности параметров предмета по сравнению с предыдущими циклами PISA; для оценки неизменности характеристик заданий при адаптивном тестировании в фиксированном порядке по сравнению с изменяемым порядком заданий; для оценки параметров и качества новых заданий; для оценки качества функционирования компьютерной платформы в целом и между участниками.

Для чего проводится анкетирование во время исследования, и кто в них участвует?

Для сбора информации о тестируемых и их школах наряду с оценкой достижений учащихся проводится анкетирование. В нем участвуют учащиеся и директора школ. Анкета для учащихся собирает информацию о самих учениках, их отношении, склонностях и убеждениях, а также об опыте обучения. Директора школ заполняют анкету по вопросам управлении школой и учебной среде. Страны также могут проводить другие анкеты для учащихся по выбору. Так, в PISA-2022 52 стран провели анкетирование о знакомстве учащихся с ИКТ, 15 стран - о благополучии учащихся.