Разработка инструментария по измерению грамотности чтения среди студентов вузов

Синопсис:

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме современного казахстанского образования – повышению функциональной грамотности населения. В понимании функциональной грамотности, в том числе грамотности чтения, мы опираемся на методологические положения международных сопоставительных исследований PISA, PIAAC. Как показывают результаты исследования PIAAC–2018, взрослое население Казахстана, в том числе и молодые люди в возрасте 16-24 лет, обладают невысоким уровнем грамотности чтения. В связи с этим важно в процессе подготовки специалистов в вузах делать акцент на развитие грамотности чтения. Для этого необходимо разработать инструментарий по замеру грамотности чтения. Через систему тщательно отобранных текстов и разработанных к ним заданий следует измерять и формировать грамотность чтения у студентов, в частности, такие навыки работы с текстом, как нахождение, понимание, рассуждение и оценка. Развитие грамотности чтения у студентов позволить улучшить их образовательные достижения, повысить их конкурентоспособность на рынке труда, а также создаст возможности для улучшения их благополучия в общественной и личной жизни. Авторами публикации на основе методологии международных сопоставительных исследований PISA, PIAAC ранее была разработана теоретическая рамка оценки грамотности чтения. В этой статье описаны особенности разработанного инструментария по замеру грамотности чтения: описаны принципы отбора текстов, а также методологическая рамка разработки тестовых заданий.