Результаты Казахстана в международном исследовании PIRLS-2021

PowerPoint Presentation PowerPoint Presentation16 мая 2023 года IEA опубликованы результаты международного исследования PIRLS-2021. PIRLS оценивает уровень сформированности читательской грамотности учащихся в конце четвертого класса, так как именно в этом периоде происходит переход от «обучения чтению» к «чтению для обучения». Результаты исследования признаны ЮНЕСКО в качестве надежной базы данных в мониторинге прогресса в достижении 4-й Цели устойчивого развития (ЦУР).

Исследование проходит с 2001 года на протяжении 20 лет. В 2021 году впервые прошло в компьютерном формате. Всего в компьютерном формате исследования приняли участие 26 стран и 7 отдельных регионов, в бумажном – 31 страна и 1 отдельный регион.

В Казахстане PIRLS-2021 проходил в комбинированном формате с участием 389 школ (в 267 школах в компьютерном формате, в 122 школах – в бумажном) со всех регионов республики. В целом в исследовании приняли участие 57 стран и 8 отдельных территорий мира.

По итогам исследования средний результат казахстанских учащихся составил 504 балла, что выше международного среднего значения шкалы PIRLS (500 баллов). Схожие результаты показали учащиеся Турции (496). В число стран-лидеров вошли Сингапур (587), Ирландия (577), Гонконг (573), Россия (567), Северная Ирландия (566). Ниже результатов казахстанских учащихся показали школьники 19 стран, включая французскую часть Бельгии (494) Грузию (494), Азербайджан (440) и Узбекистан (437).

Как и в 2016 году в исследовании основная часть казахстанских школьников достигла среднего уровня сложности (39%). В целом 91% школьников достигли минимального уровня понимания текста. Это означает, что большинство учащихся могут находить, интерпретировать, интегрировать и оценивать различные текстовые и визуальные элементы в текстовых материалах.

В текущем цикле наблюдается тенденция к снижению читательской грамотности во многих странах-участницах PIRLS-2021. Так, результаты 25 стран снизились, 9 стран – увеличились, 12 стран – остались без изменений. Результаты казахстанских учащихся снизились на 32 балла по сравнению с 2016 годом. Снижение результатов учащихся может быть обусловлено различными факторами, включая эффект длительного дистанционного обучения во время пандемии и сдача теста учащимися после длительных летних каникул.

Исследование также позволяет выявить факторы, влияющие на учебные достижения учащихся, с помощью анкетирования учащихся, их родителей, учителей начальных классов и директоров школ. Анализ результатов анкетирования показал, что в 2021 году доля казахстанских учащихся, которые очень любят читать (53%), снизилась на 18% в сравнение с данными, полученными в 2016 году (71%). Такая тенденция наблюдается в большинстве стран-участницах PIRLS-2021. Незначительная положительная тенденция наблюдается лишь в Сингапуре, Китайском Тайбэй, Германии, Саудовской Аравии, Марокко, Катар и Фламандском сообществе Бельгии. Во всех странах процент девочек, сообщивших, что им очень нравится читать (в среднем 46%), больше по сравнению с мальчиками (в среднем 37%).

В целом в мире 18% детей выражают отрицательное отношение к чтению, что вызывает обеспокоенность в современном информационном обществе.

Отношение родителей к чтению играет важную роль в повышении мотивации детей к чтению, а также их успеваемости в чтении. Дети, которые видят, как взрослые читают или используют прочитанное, развивают такое же поведение у себя. В Казахстане доля учащихся, родители которых очень любят читать (17%), почти в два раза меньше, чем в среднем по миру (31%). По сравнению с PIRLS-2016 данный показатель снизился на 9%. В целом в половине стран, участвовавших в PIRLS-2016 и PIRLS-2021 наблюдается статистически значимый спад положительного отношения к чтению родителей.

Методология преподавания чтения в классе также во многом определяет развитие читательской грамотности у учащихся. Учителя более 90% казахстанских учащихся 4 класса регулярно просят учеников определить главную идею прочитанного и найти информацию в тексте. Меньше всего учителя задают задания, связанные с чтением онлайн информации, однако в международном сравнении это значение выше. Результаты наших учащихся, учителя которых каждый день или почти каждый день дают оценить, можно ли доверять информации на сайте, выше на 21 баллов по сравнению с теми учащимися, учителя которых делают это один или два раза в месяц.

По итогам исследования PIRLS-2021 в четвертом квартале текущего года будет опубликован национальный отчет с подробным анализом факторов, влияющих на формирование читательских навыков у детей. Международный отчет IEA доступен на сайте Международного исследовательского центра TIMSS & PIRLS при Бостонском колледже: https://pirls2021.org/