Педагоги Казахстана стали более удовлетворены своей работой — опубликованы результаты международного исследования TALIS-2024

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты международного исследования преподавания и обучения TALIS-2024, в котором приняли участие педагоги из 55 систем образования. В Казахстане исследование TALIS координирует Национальный центр исследований и оценки образования «Талдау» им. А. Байтұрсынұлы при поддержке Министерства просвещения РК. 

Результаты TALIS-2024 показывают, что за последние шесть лет в Казахстане значительно улучшились условия труда педагогов, повысился уровень удовлетворенности профессией и статус педагога. 

По сравнению с предыдущим циклом (2018 год), рабочая нагрузка казахстанских педагогов сократилась на 14 часов и составляет 36 часов в неделю – это один из самых значительных прогрессов среди стран-участниц. Педагоги стали тратить меньше времени на административные задачи и больше - на преподавание и взаимодействие с родителями. 

Также отмечается рост удовлетворенности профессией и условиями труда. К примеру: 

  • 71% педагогов довольны условиями работы (в 2018 году – 51%), что выше среднего показателя ОЭСР (68%); 

  • 95% педагогов довольны своей работой (в 2018 году – 92%); 

  • 80% при повторном выборе снова выбрали бы профессию (в 2018 году –  67%); 

  • доля удовлетворенных заработной платой педагогов выросла почти вдвое – с 39% до 71%. 

Параллельно с этим выросло восприятие престижа профессии: 82% педагогов считают, что их труд ценится в обществе, 73% – в СМИ, 58% – среди политиков. Особенно позитивно оценивают профессию молодые специалисты: 78% из них назвали педагогическую деятельность приоритетным выбором.  

Как отметили в Национальном центре исследований и оценки образования «Талдау», все эти результаты отражают системные изменения, произошедшие в образовательной сфере Казахстана за последние годы.  

«Снижение нагрузки, повышение заработной платы и профессионального статуса педагогов — это прямое следствие решений, направленных на улучшение условий труда и поддержку учителей. В этом контексте международное исследование TALIS помогает не только сравнить себя с другими странами, но и увидеть, что реформы дают реальные результаты», – подчеркнул национальный проектный менеджер TALIS Данияр Чуишбеков. 

Стоит отметить, что в цикле TALIS-2024 приняли участие 55 систем образования. От Казахстана участвовали более 7 000 педагогов и 369 директоров школ. 

Напомним, что международное исследование преподавания и обучения (TALIS) проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) один раз в шесть лет (2008, 2013, 2018, 2024). Оно изучает условия труда педагогов, образовательную среду, уровень удовлетворенности профессией, профессиональное развитие и педагогические убеждения. 

Более детально с результатами Казахстана можно ознакомиться в Страновой записке.