4 декабря 2024 года Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA опубликованы результаты международного исследования TIMSS-2023.
TIMSS оценивает уровень математической и естественнонаучной подготовки учащихся четвертых и восьмых классов в более 60 странах и территориях мира. TIMSS-2023 завершает переход к полностью цифровому администрированию, завершая процесс и включает новые интерактивные форматы заданий.
В 2023 году проведен восьмой цикл международного исследования. В нем приняли участие 64 страны и 6 отдельных территорий (656 360 учащихся 4-х и 8-х классов, 359 098 родителей четвероклассников, 20 802 директоров школ и учителей). TIMSS-2023 проходил в компьютерном формате.
Основные результаты
Средний балл казахстанских четвероклассников по математике составил 487 баллов (41-е место среди 58 стран). Схожие результаты показали учащиеся французской части Бельгии (489) и Франции (484). В первую тройку лидеров по математической грамотности вошли Сингапур (615 баллов), Китайский Тайбэй (607) и Корея (594). Из стран СНГ неплохие результаты показали четвероклассники Армении, которые заняли 32 место (513 баллов), Азербайджана – 36-е (494 балла). Узбекистан показал результат 443 балла (50-е место). Школьники Грузии заняли 37-ю позицию (498 баллов).
Достижения школьников 8-х классов Казахстана по математической подготовке составили 454 балла, что соответствует 28-й позиции среди 44 стран-участниц TIMSS-2023. Наивысшие результаты продемонстрировали ученики Сингапура (605). Следом за ними на 2-м и 3-м местах расположены Китайский Тайбэй (602) и Корея (596 баллов). Из стран СНГ восьмиклассники Азербайджана заняли 25-е место с результатом 479 баллов, Узбекистана - 32-е место (421). Показатели школьников Грузии составили 467 баллов, что соответствует 27-й позиции международного рейтинга.
Результаты учащихся 4-х классов Казахстана по естественнонаучной подготовке оказались ниже показателей математики и составили 467 баллов. Данный показатель соответствует 42-й позиции также среди 58 стран. Первые три позиции заняли Сингапур (607 баллов), Корея (583) и Китайский Тайбэй (573 балла). Четвероклассники стран СНГ показали низкие результаты по отношению к Казахстану, Армения – 45-е (457 баллов), Азербайджан – 52-е (422 балла) и Узбекистан – 54-е место (412 баллов). Учащиеся Грузии с результатом 465 баллов заняли следующую строчку после Казахстана.
Средний результат учащихся 8-х классов Казахстана по естественнонаучным предметам составляет 443 балла. Среди 44 стран-участниц Казахстан занимает 31-е место. Самый высокий результат показали учащиеся Сингапура (606 баллов). За ними расположились школьники Китайского Тайбэя и Японии, результаты которых ниже сингапурских учащихся на 34 и 49 баллов соответственно. Восьмиклассники Азербайджана и Узбекистана расположились на 38-й и 39-й позициях. Школьники Грузии показали результат выше казахстанских на 5 баллов и занимают 30-ю строчку рейтинга.
Исследование TIMSS-2023 показало, что по содержательным областям особые трудности вызвали задания раздела “Данные” в математике и “Биология” в естествознании как в 4-х, так и в 8-х классах. Вместе с тем, в познавательных областях казахстанские школьники успешно справляются с тестами на “Применение” и “Рассуждение” в сравнении с заданиями “Знание”.
В 2023 году разница в результатах по математике между городскими и сельскими школами в 4 классе составила 27 баллов, в 8 классе – 17 баллов в пользу города. В то же время по сравнению с 2019 годом, в 8 классе разрыв между группами сократился на 4 балла. По естествознанию наблюдается схожая динамика. Разница между городскими и сельскими школами в 4 классе составила 36 баллов, в 8 классе 30 баллов в пользу города. По сравнению с 2019 годом, разрыв в результатах в 8 классе между группами уменьшился на 3 балла.
По итогам исследования TIMSS-2023 в первом квартале 2025 года будет опубликован национальный отчет с подробным анализом результатов и факторов, влияющих на качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся. Международный отчет IEA доступен на сайте Международного исследовательского центра TIMSS & PIRLS при Бостонском колледже: About IEA | IEA.nl