Подробнее о результатах креативного мышления PISA-2022 в Страновой записке.
18 июня текущего года ОЭСР опубликовал результаты PISA-2022 по креативному мышлению. Исследованием PISA кроме трех основных направлений оценивается одно инновационное направление, которое меняется каждый цикл. В 2022 году инновационным направлением стало креативное мышление. Учащимся были предложены открытые задания, при выполнении которых необходимо проявить креативность при работе с визуальными или письменными заданиями, например, оригинально развить сюжет рассказа, подготовить логотип для мероприятия, или же предложить решения для социальной или научной проблемы местного или глобального масштабов.
В оценке креативного мышления приняли участие 64 страны. Результат Казахстана составил 24 балла из 60 возможных, что на 9 баллов ниже среднего по ОЭСР (33 балла). Средний балл Казахстана сопоставим с результатами таких стран как Молдова, Бруней-Даруссалам, Кипр, Перу, Бразилия, Саудовская Аравия, Панама и Сальвадор. Наиболее эффективными системами образования в области развития креативного мышления оказались Сингапур, Корея и Канада (41, 38 и 38 баллов, соответственно). Кроме того, 9 стран (Австралия, Новая Зеландия, Эстония, Финляндия, Дания, Латвия, Бельгия, Польша и Португалия) показали результат статистически значимо выше среднего по ОЭСР.
В Казахстане 52,6% обучающихся не достигают базового 3-уровня по креативному мышлению (в среднем по странам ОЭСР - 21,7%). Это означает, что каждому второму обучающемуся сложно придумать оригинальные или разнообразные идеи для решения знакомых повседневных задач. В Сингапуре, Латвии, Корее, Дании, Эстонии, Канаде и Австралии более 88% обучающихся достигают уровня 3 или выше.
Результаты обучающихся в креативном мышлении положительно коррелируют с результатами по математической, читательской и естественнонаучной грамотности. Большинство стран и территорий, которые имеют баллы выше среднего по ОЭСР по креативному мышлению, также показывают результаты выше среднего по ОЭСР по трем направления оценки.
Задания PISA-2022 по креативному мышлению были сгруппированы по трем процессам формирования идей и четырем контекстным областям. Обучающиеся в Казахстане и в среднем в странах ОЭСР чаще давали правильные ответы на задания, которые требовали от них придумать свои собственные креативные (30,3%) или разнообразные идеи (26,3%), чем по заданиям, которые требовали от них улучшить идеи других (19,8%). Что касается предметной области, то обучающиеся получили больше баллов за выполнение заданий по письменному самовыражению (32,1%) и решению социальных проблем (27,9%), чем по визуальному самовыражению (21,8%) и решению естественнонаучных проблем (18,6%).
Среди всех регионов Костанайская и Северно-Казахстанская области продемонстрировали самый высокий результат по стране (30 баллов). Самый низкий показатель у Туркестанской области – 18 баллов. Таким образом, разница между самым высоким и самым низким региональным показателем составляет 12 баллов. В 9 регионах Казахстана более половины обучающихся не достигли порогового уровня – от 51,1% в Мангистауской до 72,8% в Туркестанской. В Костанайской (45,7%), Северо-Казахстанской областей (43,6%), городе Алматы (40,9%) и Астана (40,3%) отмечена наибольшая доля обучающихся, достигших четвертого уровня и выше. Эти дети могут придумать оригинальные и разнообразные идеи в знакомом контексте.
Анализ в разрезе гендера обучающихся показывает, что в целом девочки превосходят мальчиков по креативному мышлению во всех странах/территориях за исключением трех стран, где гендерная разница незначительна – Чили, Мексика и Перу. В Казахстане девочки (25) показывают результаты на 3 балла больше, чем мальчики (22). При этом девочки преуспевают в креативном мышлении даже после учета их успеваемости по математике. Однако гендерная разница становится незначительной после учета их успеваемости по читательской грамотности. Кроме того, вероятность достижения высоких результатов девочками (28%) выше, чем мальчиками (22%).
В разрезе местоположения организации образования городские обучающиеся показали более высокие результаты (26 баллов) по сравнению с обучающимися из сельской местности (20 баллов).
В быстроменяющихся экологических, социальных и экономических условиях, обучающимся крайне важно быть креативными и предприимчивыми. Оценка PISA по креативному мышлению, впервые проведенная в 2022 году, предоставляет уникальную информацию о навыках, которым необходимо уделять особое внимание в процессе обучения, чтобы помочь детям адаптироваться в постоянно меняющемся мире, и служит ценным ресурсом для формирования политики по поддержке и развитию творческих способностей и креативного мышления детей.
Источник: OECD (2024), PISA 2022 Results (Volume III): Creative Minds, Creative Schools, PISA, OECD Publishing, Paris, https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2022-results-volume-iii_765ee8c2-en