Об объявлении результатов PIRLS-2021

16 мая 2023 года будут объявлены результаты пятого цикла Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2021.

Исследование проводится Международной ассоциацией образовательных достижений IEA с 2001 года каждые 5 лет для оценки уровня владения читательской грамотностью четвероклассников по всему миру.

В современном обществе все большее внимание уделяется способностям учащихся не просто прочитать и понять один текст, но и проанализировать, обобщить, интегрировать и интерпретировать информацию из нескольких текстов или источников данных. Кроме того, распространение интернета требует от нынешних читателей новых навыков работы с онлайн-информацией. В рамках PIRLS оцениваются наиболее важные читательские умения, такие как находить информацию, формулировать выводы, интерпретировать и интегрировать информацию, оценивать содержание и элементы текста.

По итогам PIRLS-2016, казахстанские дети лучше умеют интерпретировать и интегрировать детали текстового сообщения (542 баллов) в сравнении с умением найти информацию и сформулировать выводы (529 баллов). Также наши школьники демонстрируют более высокие показатели при работе с информационным текстом (544 баллов) в сравнении с литературным текстом (527 баллов).

На достижения казахстанских младших школьников влияют такие факторы, как образовательные ресурсы семьи, образовательные ресурсы школы и отношение учащихся к чтению. Так, казахстанские дети, имеющие дома более 100 книг, продемонстрировали более высокие показатели. Большинство учеников республики (71%) отметили, что очень любят читать, и это заметно отразилось на результатах этой категории детей. Хороший уровень предшкольной подготовки также оказал положительное влияние на их баллы.

В 2021 году Казахстан представили 10 230 учащихся 5-х классов из 389 школ со всех регионов страны. Из них 7 023 учащихся впервые проходили международный тест в компьютерном формате. Еще 3 207 учащихся приняли участие в тестировании на бумажных носителях для измерения тренда. В целом в исследовании приняли участие 57 стран и 8 отдельных регионов (около 400 тыс. учащихся, 380 тыс. родителей, 20 тыс. учителей и 13 тыс. директоров школ). Как единственное международное крупномасштабное исследование, которое проводилось во время пандемии COVID-19, PIRLS-2021 предоставит ценную контекстную информацию о влиянии пандемии на учебный процесс.