В рамках международного исследования PIRLS благополучие обозначается как субъективное переживание и оценивание учащимися своей школьной жизни. Согласно исследованиям, благополучие учащихся в школе является значимым предиктором академической успеваемости, поддерживая или препятствуя процессу обучения и мотивации учащихся к обучению. PIRLS изучает несколько аспектов, которые могут служить индикаторами измерения благополучия учащихся: чувство принадлежности к школе, буллинг, чувство усталости и голода перед началом занятий, пропуск занятий.
Подверженность учащихся буллингу является важным показателем благополучия учащихся в школе, который имеет последствия как для их психофизического здоровья, так и для успеваемости в школе. Следует отметить, что распространенность буллинга среди учащихся четвертых/пятых классов в странах-участницах PIRLS-2021 составляет от 16% в Грузии до 73% в Южной Африке. В шести странах одна пятая часть учащихся или более подвергаются буллингу, начиная от насмешек и заканчивая причинением физической боли, примерно каждую неделю (Россия – 20%, Катар – 20%, ОАЭ – 23%, Саудовская Аравия – 27%, Египет – 28%, ЮАР – 42%). В Казахстане доля таких детей составляет 15%. Они, как правило, демонстрируют самые низкие результаты по сравнению со своими сверстниками, которые сталкиваются с булингом как минимум раз в месяц или никогда или почти никогда не сталкиваются (461 балл по сравнению с 498 и 517 баллами соответственно).
Самочувствие учащихся в начале учебного дня может оказать влияние на их вовлеченность в учебу, что в свою очередь может отразиться на академической успеваемости. В среднем 25% казахстанских учащихся сообщили, что приходят в школу, испытывая чувство усталости, 33% – испытывая чувство голода каждый день или почти каждый день (в среднем в мире – 37% и 35% соответственно). В развитых странах с более высоким уровнем социально-экономического равенства доля таких детей выше международного среднего значения (например, Италия – 44% и 53%, Израиль – 50% и 49%, США – 56% и 42% соответственно). При этом наблюдается прямая связь между чувством голода и успеваемостью учащихся. Так, казахстанские школьники, которые никогда не чувствовали себя голодными, набирают на 14 баллов больше, чем их сверстники, которые каждый день или почти каждый день испытывают такое чувство. Чувство голода может быть связано с низким социально-экономическим статусом семьи, отсутствием продовольственной безопасности, привычкой питания родителей и др. индивидуальными факторами. Кроме того, нельзя исключать влияние времени начала занятий в школе и условий школьного завтрака.
Данные PIRLS-2021 также свидетельствуют о положительной взаимосвязи между чувством принадлежности к школе и успеваемостью по чтению. Так, в среднем по странам PIRLS-2021 учащиеся, которые сообщили о «высоком» чувстве принадлежности к школе, имеют наивысшие результаты по чтению по сравнению с учащимися, которые чувствуют свою принадлежность к школе в средней и слабой степени (512 баллов по сравнению с 495 и 482 баллами соответственно). В Казахстане разница в баллах между этими группами незначительна.
В рамках анкетирования учащихся также просили сообщить, как часто они пропускают занятия в школе. Более половины казахстанских учащихся отметили, что никогда или почти никогда не отсутствовали в школе (57%). В 8 странах доля таких детей превышает 80% (Тайбэй, Гонконг, Сингапур, Португалия, Франция, Германия, Австрия, Мальта). В среднем по миру пропуск занятий связан с более низкими учебными достижениями. В Казахстане разрыв между баллами учащихся, которые отсутствовали в школе по крайней мере один раз в 1-2 недели и никогда не отсутствовали, составил 48 баллов в пользу последних. В среднем в мире масштабы этих различий варьируются от 120 баллов в ОАЭ до 18 баллов в Египте.
Отчет доступен на сайте Международного исследовательского центра TIMSS & PIRLS при Бостонском колледже: https://pirls2021.org/insights/