Цель исследования – оценка качества естественнонаучной и математической подготовки учащихся начальной и основной школы. За выполнение теста каждому учащемуся присваиваются баллы по международной 1000-балльной шкале отдельно за выполнение каждой группы заданий (по математике и естествознанию). Изображение на одной шкале результатов выполнения теста учащимися и трудности заданий позволяет содержательно интерпретировать полученные в исследовании результаты.
Результаты TIMSS и PISA сложно сравнивать, поскольку исследования отличаются по крайней мере по трем ключевым параметрам, которые могут повлиять на результаты. Во-первых, TIMSS оценивает учащихся 4-х и 8-х классов, в то время как PISA - это оценка 15-летних учащихся. Во-вторых, знания и навыки, измеряемые в двух оценках, различаются. TIMSS предназначен для измерения того, насколько хорошо учащиеся изучили учебные программы по математике и естественным наукам в странах-участницах, в то время как PISA ориентирована на применение знаний в ситуациях “реального мира”. В-третьих, общий состав стран-участниц заметно отличается. Таким образом, средние значения, используемые в этих двух оценках, никоим образом несопоставимы.
Эффективное образовательное развитие молодежи требует развития критического мышления и аргументации. Таким образом, успеваемость учащихся по математике и естественным наукам является важным показателем эффективности системы образования страны.
Перед каждым циклом TIMSS рамка оценивания пересматривается и обновляется, чтобы отразить изменения в учебных программах и практиках преподавания стран-участниц, сохраняя при этом возможность измерения тенденции с течением времени. Страны-участницы представляют тестовые задания на рассмотрение международным экспертам. Отдельные задания разрабатываются комитетом IEA в консультации со специалистами по составлению заданий в различных странах. Чтобы оценить качество этих заданий, проводится апробация в странах-участницах, результаты которого используются для оценки сложности заданий, и того, насколько хорошо задания подходят учащимся с высокой и низкой успеваемостью.
Персональные данные участников исследования защищаются в соответствии с правилами сбора, обработки персональных данных, утвержденными Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 21 октября 2020 года № 395/НҚ. В ходе анкетирования собираются некоторые персональные данные (возраст, пол, образование, основная работа, опыт, социально-экономическое положение семьи и т. д.). Ответы на вопросы анкеты собираются и хранятся в виде чисел, представляющих варианты выбора. Каждому респонденту присваивается ID. Связь между этим ID и ФИО респондента известна только Национальному центру. Они не передаются в IEA или каким-либо третьим лицам. Все данные в базе данных остаются конфиденциальными.
Учащиеся сдают тест и проходят анкетирование в специальной программе Assessment Master, разработанной IEA, в онлайн формате или через USB. Анкетирование учителей, директоров школ и родителей проводится на платформе Online Survey System в режиме онлайн.
Данные обрабатываются централизованно в IEA Гамбург, Германия. Все данные, поступающие туда для обработки, заранее обезличиваются, то есть они не могут быть отнесены к конкретному субъекту данных. Сотрудники IEA, которые получают доступ к данным для анализа, подписывают Соглашение о конфиденциальности. Эти ответы в итоге приводят к созданию базы данных, которая позволяет исследователям сравнивать национальные системы образования по всему миру.
Исследование TIMSS проводится в целях изучения эффективности системы образования. Результаты обобщаются на уровне страны. Участие в исследовании никоим образом не связано с какой-либо формой оценки личной работы учащихся.
Итоговый международный отчет и международная исследовательская база данных публикуется на сайте IEA и Международного исследовательского центра TIMSS & PIRLS через 18 месяцев после завершения исследования. Национальный центр проводит статистический анализ национальной базы данных TIMSS для включения в Национальный отчет по итогам исследования. Национальный отчет и сборник тестовых заданий, вышедших из режима конфиденциальности, публикуются на официальном сайте Центра после публикации международного отчета.
Для проведения статистического анализа с использованием данных TIMSS вам потребуется загрузить программное обеспечение IEA IDB Analyzer, используемое совместно с SPSS. IEA IDB Analyzer позволяет объединять различные типы файлов базы данных TIMSS. Программное обеспечение учитывает особенности выборки при вычислении статистических данных и их стандартных ошибок, а также обобщает вероятные значения (plausible values).