Сравнительный анализ учебных программ на предмет развития функциональной грамотности с учетом исследований PISA

Синопсис:

В статье рассмотрено проведение сравнительного анализа учебных программ, учебников обновленного содержания по образовательным областям на предмет развития ключевых навыков и компетенций с учетом международного сопоставительного исследования – Programme for International Student Assessment (далее – PISA). Целью работы является сравнительный анализ (с учетом международного сопоставительного исследования PISA) учебных программ и учебников обновленного содержания по исследуемой образовательный области образования на предмет развития ключевых навыков и компетенций функциональной грамотности (далее – ФГ), естественнонаучной грамотности, практико-ориентированных задач, задач из реальной жизни, связанных с изучаемым материалом. В данной работе применялся метод сравнительного критериального контент-анализа. Методология исследования опиралась на двухэтапный сравнительный контент-анализ: проводился контент-анализ учебных программ на предмет требований по целям обучения, способствующим развитию ФГ, проводился анализ учебников на соответствие заранее определенным критериям: достижение целей обучения, предусмотренных типовой учебной программой; уровень соответствия заданий учебников заданиям, применяемым в Международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA); наличие заданий в учебниках по формированию ФГ. Полученные результаты могут быть применены в качестве материалов учебно-методических пособий для вузов, колледжей в рамках образовательных программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по обучению ФГ. Авторы статьи пришли к следующим выводам: сократить количество простых однотипных вопросов в учебниках, заменить их на задания, соответствующие методологии PISA; разработать задания, выполнение которых не допускает действия по готовому шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации; увеличить количество простых заданий, направленных на развитие критического и проектного мышления учащихся с включением групповых мини-проектов; включить задания, предусматривающие простое проектирование естественных процессов.