Статья: Развитие функциональной грамотности в школах: тематический дискурс-анализ

Синопсис:

Развитие функциональной грамотности школьников, которое оценивается международной программой PISA (Programme for International Student Assessment), является важной частью среднего образования в Казахстане. Это отражено в государственных программах развития образования и науки за 2012, 2016, 2020 гг. Поэтому данной области уделяется особое внимание исследователями, разработчиками учебных школьных программ и учителями школ в Казахстане. При этом сам концепт функциональной грамотности, а также связанный с ним концепт базовых/ключевых навыков быстро развиваются, изменяются и расширяются, поэтому необходим регулярный целостный обзор, который позволит представить полную и развернутую перспективу развития функциональной грамотности среди школьников с выявлением ее основных направлений и изменений. В статье предоставлены основные результаты тематического дискурс-анализа. Основными методами исследования являются библиографический синтез публикаций и тематическое моделирование LDA (Latent Dirichlet Allocation). Данная работа знакомит с тематическими областями последних научных исследований в области развития и оценки функциональной грамотности, внесет вклад в дискуссии в данной сфере образования на национальном и международном уровне и позволит сформировать понятие об основных направлениях в области новых методов и подходов к развитию и оценке функциональной грамотности. Статья представляет интерес для разработчиков учебных школьных программ и учителей школ, а также для исследователей, которые изучают тему развития и оценки функциональной грамотности школьников в Казахстане и за рубежом.