Данная статья опубликована в сборнике международной конференции. Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Функциональная грамотность - это способность человека использовать знания, приобретенные в течение его жизни, для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Международное исследование PISA является показателем качества образования с точки зрения формирования функциональной грамотности. Исследование PISA направлено на проверку наличия таких навыков, которые должны помочь учащимся в дальнейшей жизни. Основными компонентами функциональной грамотности являются математика, чтение, естественные науки, финансовая грамотность, глобальные компетенции и творческое мышление. Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, которые выходят за рамки образовательных ситуаций и не похожи на те задачи, в ходе которых были приобретены и отрабатывались знания и навыки. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся средней школы, учителю необходимо дать учащимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Наличие контекста является важное условие задания по формированию и оценке функциональной грамотности. Контекст задания - это особенности и элементы окружающей среды, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с различными аспектами окружающей жизни. Целью данной работы является изучение функциональной грамотности в содержании среднего образования. В связи с этим ставятся следующие задачи: рассмотреть инструмент для оценки, совершенствования и разработки политики в области развития навыков подростков (PISA); изучить четкие и достоверные представления о достижениях учащихся в таких базовых дисциплинах, как чтение, математика и естественные науки, а также о том, какие факторы влияют на них. Востребованность инструмента PISA во всем мире подтверждается большим интересом стран-участниц, число которых растет с каждым новым циклом. Этот интерес обусловлен не только необходимостью получения независимой международной оценки. Современному обществу нужны люди, способные быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образования человека. Сегодня основными функциональными качествами человека являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность учиться на протяжении всей жизни. Все эти функциональные навыки формируются в школьных условиях. Результатом развития функциональной грамотности является овладение учащимися системой ключевых компетенций. К ним относятся компетентность в решении проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность. Необходимо обучать молодое поколение навыкам критического, творческого мышления и обучения на протяжении всей жизни. Тогда они станут более успешными сознательными гражданами мира. Во многих системах образования по всему миру значительные материальные и человеческие ресурсы инвестируются в развитие навыков.