Результаты Казахстана в ICILS-2023

В цикле ICILS-2023 приняли участие 34 страна и одна отдельная территория, среди которых страны Европейского Союза, Южная Корея, Китайский Тайбэй, Уругвай, Казахстан, Оман, Азербайджан и Соединенные Штаты Америки.  

В 2023 году в исследовании участвовало 132 998 восьмиклассников (или эквивалентных классов) из 5 299 школ из стран-участниц. Казахстан в ICILS-2023 представили 4 852 восьмиклассника, 2 567 учителей-предметников, 169 ИКТ-координаторов и 172 директора из 176 школ со всех регионов республики. 

Международный отчет ICILS-2023 доступен по ссылке https://www.iea.nl/publications/icils-2023-international-report 

Средний балл Казахстана в ICILS-2023 составил 407 баллов. По сравнению с 2018 годом статистически значимых изменений в результатах Казахстана нет.  

В тройку лидеров вошли Южная Корея (540 баллов), Чехия (525 баллов) и Дания (518 баллов). Важно отметить, что все три страны демонстрировали высшие средние показатели в предыдущих циклах ICILS: в 2018 Дания и Южная Корея расположились на первой и второй строчках рейтинга, а Чехия стала лидером цикла ICILS-2013.  

Среди стран, участвовавших в ICILS-2018 и ICILS-2023 (включая Казахстан), статистически значимое улучшение было зафиксировано в двух странах (Италия, Люксембург), тогда как статистически значимое снижение отмечено в четырех странах (Германия, Финляндия, Северный Рейн-Вестфалия и Дания). В остальных пяти странах (Казахстан, Португалия, Уругвай, Франция и Южная Корея) статистически значимых изменений не наблюдалось 

По сравнению с предыдущим циклом (ICILS-2018) в Казахстане сократилась доля обучающихся, не достигших первого уровня, на 3 процентных пункта. Тем не менее, почти каждый второй казахстанский восьмиклассник все еще испытывает трудности при выполнении заданий, включающих базовые навыки КИГ: переход по гиперссылкам, создание простого контента (ввод текста и добавление изображения в презентацию), понимание принципа отправки писем при наличии в копии дополнительных адресатов, создание подходящих заголовков для слайдов. 

Наблюдается рост показателей мальчиков и девочек в разрезе циклов (ICILS-2018 и ICILS-2023). Наибольший прирост результатов у девочек: с 399 баллов в 2018 г. до 415 баллов в 2023 г. (+16 баллов). 

В сравнении с прошлым циклом сокращен разрыв между городскими и сельскими школами на 33 балла, составив 53 балла. Наибольший прирост у обучающихся из сельской местности: с 349 баллов в 2018 г. до 377 баллов в 2023 г. (+28 баллов). 

Наблюдается сокращение разрыва на 12 баллов между обучающимися, имеющих менее двух компьютеров дома и теми, у кого два и более компьютеров в разрезе циклов. Статистически значимый прирост результатов отмечен у обучающихся, имеющих дома менее двух компьютеров: с 383 баллов в 2018 г. до 397 баллов в 2023 г. (+14 баллов). 

Также отмечено сокращение разрыва на 14 баллов между обучающимися, у которых менее 5 лет опыта использования ИКТ и теми, у кого опыт использования ИКТ составляет 5 лет и более в разрезе циклов. Статистически значимый прирост результатов у обучающихся, имеющих менее пяти лет опыта использования ИКТ: от 377 баллов в 2018 г. до 393 баллов в 2023г. (+16 баллов). 

Стоит отметить, что Казахстан входит в группу стран (79% в Косово, 77% в Омане, 69% в Азербайджане, 67% в Казахстане), где у большей доли обучающихся на постоянной основе происходят сбои в Интернет-подключении дома. Разрыв баллов между обучающимися, у которых дома всегда есть стабильный Интернет и теми, у кого на постоянной основе происходят сбои, составил 19 баллов в пользу первых. 

Данные ICILS-2023 предоставляют ключевую информацию для образовательной системы Казахстана, помогая выявить области, требующие усиленного внимания и улучшения. Результаты подчеркивают важность развития эффективных методов обучения, направленных на улучшение компьютерной и информационной грамотности и повышение конкурентоспособности образовательной системы. Как отмечают организаторы исследования, необходимо помнить, что, хотя участники ICILS относятся к “цифровому поколению”, их нужно обучать КИГ, различать достоверную информацию в интернете и помочь им стать независимыми пользователями ИКТ. 

Детальное описание результатов Казахстана в ICILS-2023 будет опубликовано в национальном отчете в начале 2025 года. 

Похожие материалы